funny_smile: (Default)
[personal profile] funny_smile
Тут один хороший человек, который [livejournal.com profile] alpas поднял интересную тему. Про базовое противоречие западной культуры. Ну, в двух словах, что от западного человека социум требует диаметрально противоположные вещи: быть личностью, быть самим собой, и в то же время быть популярным и успешным, что, соответственно, требует отказа от бытия самим собой и подчинения требованиям общества. А потом был задан вопрос: а как с этим противоречием разобрались в восточных обществах?
Вот тут я призадумалась.
Базовое противоречие западного общества мне известно. Именно из-за него там так популярны психоаналитики и такая куча неврозов у населения. Которое страшно боится быть "лузерами" и одновременно пытается быть "самим собой". Вобщем, это невозможно. И без неврозов живет только тот, кто наконец делает выбор: то или это. Но с западом все ясно более или менее. А вот восток, дело такое...
С одной стороны, они там все как один в крепком строю собирают мониторы и шьют тапочки, какая уж тут нафиг индивидуальность. С другой стороны, вся их псевдорелигия направлена на то, чтобы сделать человека духовно-совершенной индивидуальностью, как Будда. Чисто интровертированный подход, где все зациклено на человеке и вовсе нет места какой-то там, смешно сказать, "популярности".
Непонятно...
Почесала я репу, почесала, Сашку привлекла в помощь, и вот что мы вместе начесали:
Мы путаем понятия "личность" и "индивидуальность". Западный человек стремится быть личностью, но не индивидуальностю. Восточный - наоборот.
Щас объясню, чем они отличаются. Личность - это как бы второй слой над индивидуальностью. "Индивид" - значит "неделимый". Как атом. Это ядро человека, его центр. Та точка, откуда его душа смотрит на мир через глаза (ох, в какую-то поэзию меня понесло, но это тяжело объяснить). Йоги называют это центр сознания. Это Я.
А личность - это как одежда на этом Я. И западный человек свою личность стремится:
а) сделать непохожей на другие (это в его понимании "быть собой");
б) сделать ее максимально похожей на эталон (это в его понимании "успех").
Вот и мечется, болезный...
Он верит в то, что личность не умирает и будет после страшного суда жить в предоставленном ей теле. Христианство об этом прямо говорит. Поэтому западный человек дорожит своей личностью также как своим телом. Он хочет чтобы они были "качественные" и чтобы было за них не стыдно.
А восточные религии говорят, что личность умрет вместе с телом. Не останется ничего, кроме этого центра сознания, который неделим, но он точно такой же как центры сознания у всех других людей, животных, растений и минералов. Для них просто не существует индивидуальности в нашем, западном понимании "непохожести".
Поэтому у азиатов нет и этого противоречия. Он может исправно тащить соломинку в общий муравейник, понимая, что его индивидуальность (неделимость) от этого нисколько не пострадает, потому что она просто есть и никуда не денется. И его совершенно не парит какая-то исключительность его личности, потому что по его мнению, она не имеет никакого значения, как тело или одежда.

Результатом такого мировоззрения становится отсутствие прогресса. Все восточные страны хорошо делают то, что им показали люди с запада, но ничего не могут придумать сами. Китайцы, вон, даже не знают, какое разрешение у мониторов, которые они делают (столкнулись с этим при выборе ноутбука). Купили оборудование и штампуют. Им пофигу, какое там разрешение. Потому что прогресс - результат преодоления внешних противоречий. И развитие, соответственно, идет во вне - осваивается окружающая реальность. Поэтому все придумывают и изобретают на западе. Противоречия заставили развиваться. А у китайцев нет таких проблем, но нет и развития. Внешнего развития, развития в западном понимании, разумеется. Восток тоже наверное как-то развивается. Но "во внутрь". Чего-то они там, наверное, внутри себя преодолевают, желания там умерщвляют в себе, потому что чем больше желаний, тем дальше нирвана...

Кстати, такой наплыв психоаналитиков и им подобных на западе, по-моему, хороший знак того, что западные люди тоже как-то почуяли необходимость немного внутрь себя заглянуть. Как-то эти два вектора в результате должны бы по-хорошему, объединиться... Тезис, антитезис и синтез.

Как же хорошо, что мы посередине!
Угораздило же родиться в замечательной стране, где тебя с одной стороны тянет западное мировоззрение и шепечет: "Стань популярным! Стань самым-самым! Смысл жизни, чтобы стать эталоном для остальных!", а с другой - тебя пощипывает мировоззрение восточное: "Уйди в себя! Только в недеянии и познании самого себя может быть смысл жизни!"
И в результате, мы через синтез этих тезиса и антитезиса приходим к синтезу:
Самое отличное, это быть ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ В УЗКИХ КРУГАХ!
Вот оно, самое что ни на есть серединное мировоззрение. Социальная ценность и адекватность, так важные для западного человека не умирают. И познание себя не исчезает, распыляясь на всех вокруг.

Вобщем, я для себя выбрала. Не хочу быть интересной для всех, я вам не президент путин и не филипп киркоров. Не хочу уйти в себя, мне пока и окружающий мир тоже интересен. А вот быть интересной для некоторого круга людей, причем в этом кругу каждый может быть также интересным для остальных и иметь не меньшую ценность и известность - вот это как раз для меня. И личность никуда не девается, а развивается во всей своей неповторимости, и с успешностью все в порядке, потому что меряется она по отношению людей, заинтересованных в твоем обществе, а значит ее просто не может не быть по определению. Если вдруг ее нет - меняй свой "узкий круг" побыстрее и все дела.

Как не крутите, а за Россией - будущее. Ничего с этим не поделаешь. Потому что выехать можно только на синтезе. Тезис и антитезис на мировоззрение не тянут.

Date: 2005-01-26 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bells-time.livejournal.com
Эх, Вашими устами да мёд бы пить! :)
Хорошо бы, если бы за нами было будущее, и поскорее бы.

Date: 2005-01-26 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com
Ну, Фанни, ты наворотила!!! )))
Так как тут целый трактат, то подробно не буду, а выскажу лишь основное возражение. Которое, в принципе, можно основать на возражении этому отрывку.
"От западного человека социум требует диаметрально противоположные вещи: быть личностью, быть самим собой, и в то же время быть популярным и успешным, что, соответственно, требует отказа от бытия самим собой и подчинения требованиям общества".

Так вот, солнце! Уж извини (не в обиду дальнейшее?), но видно бывшего неформала, изрядно ранимого, вследствие этого замкнутого (нордического :), не желающего кроме как по необходимости контачить с миром и соответственно живущего в своем уютном мире.
А с чего солнце взяло, что это уж так обязательно противоположно: быть самим собой и соответствовать требованиям общества? Берем нармальную деревню: Вася и от души вместе со всей деревней бухает жесточайший самогон и никакого диссонанса напрочь не ощущает! А напротив, горд тем, что вся деревня его уважает за то, что могет он больше всех утилизировать продукта! Берем нормальный мегаполис: паренек ОТ ВСЕЙ ДУШИ не прочь впахивать на коттеджик и Мерседес, котрые при этом приветствуются обществом! Никакого, опять же, когнитивного диссонанса! )))
Таким образом, вывод какой напрашивается! Оный диссонанс между нормативами погони за Золотым Тельцом и желанием лежать под пальмой и духовно развиваться возникает только у прирожденного лентяя )))
Муж сестры говорит: "А вот и неправда!". Поясняет: он считает, что это только у того бывает, кто этим заморачивается и больше думает не о том, чего хочет, а о том, каким надо казаться. Тоже противоречие уважаемой Татьяне, только с другого боку )))

Серега ушел от темы.

Date: 2005-01-26 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] headhanter.livejournal.com
тут речь не про то, имхо. тут речь про то, что в деревне есть еще Петя, у которого наличествует когнитивный диссонанс (тьфу, тарабарщина басурманская!) в силу того, что бухать он не хочет (физкультурник, мать его) и посмешищем деревенским (Непьюшый! Тю!) быть тоже не хочет.
вот

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-26 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:53 pm (UTC) - Expand

по мелочи

Date: 2005-01-26 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] headhanter.livejournal.com
А где хрестианство говорит "Он верит в то, что личность не умирает и будет после страшного суда жить в предоставленном ей теле."?

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-26 03:28 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-26 05:20 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:47 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-26 07:10 pm (UTC) - Expand

часть 2-я

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 01:41 pm (UTC) - Expand

Re: часть 2-я

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-28 10:50 am (UTC) - Expand

Re: часть 2-я

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-28 12:02 pm (UTC) - Expand

Re: часть 2-я

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-28 12:14 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-26 08:22 pm (UTC) - Expand

часть 1-я

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 01:41 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 01:55 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 06:40 pm (UTC) - Expand

;

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 07:04 pm (UTC) - Expand

Ответ Чемберлену#1

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-30 07:35 pm (UTC) - Expand

Ответ Чемберлену#2

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-30 08:21 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-26 05:17 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:04 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:46 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:48 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-27 02:55 pm (UTC) - Expand

Re: по мелочи

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-28 06:32 am (UTC) - Expand

оффт

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-28 07:12 am (UTC) - Expand

Re: оффт

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-28 07:15 am (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] headhanter.livejournal.com
посидел. подумал-подумал. решил, что ты не права. в мелочах, может быть права, в целом нет. И с западным человеком у тебя что-то не так и с восточным. Какие-то плоские оне, лубочные. На подробности нет времени. работа. жопа.

(no subject)

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-26 03:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] headhanter.livejournal.com - Date: 2005-01-26 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-26 08:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 02:33 pm (UTC)
livelight: (Default)
From: [personal profile] livelight
Эх, таки придется исполнить давно задуманное и накатать телегу о суЧности и лиШности! Именно так, именно с этими буквами.

> Самое отличное, это быть ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ В УЗКИХ КРУГАХ!
Хм, идея интересная... Буду помедитировать над ней.

Date: 2005-01-26 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] sulok.livejournal.com
"А восточные религии говорят, что личность умрет вместе с телом."
С этим не согласна .Коран лично не читала , но точно знаю ,что восточные террористы-самоубийцы взрваются не просто так , а потому , что им на том свете 40 девственниц обещаны . Так что личности там ещё работы непочатый край .

Date: 2005-01-26 02:51 pm (UTC)
livelight: (Default)
From: [personal profile] livelight
Ислам - это "Запад". Есть такое понятие как "Авраамические религии", ислам к ним относится.
"Восток" - это индуизм, буддизм, даосизм и различные их производные.

(no subject)

From: [identity profile] sulok.livejournal.com - Date: 2005-01-26 02:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 02:50 pm (UTC)
livelight: (Default)
From: [personal profile] livelight
> Про базовое противоречие западной культуры. Ну, в двух словах, что от западного человека социум требует диаметрально противоположные вещи: быть личностью, быть самим собой, и в то же время быть популярным и успешным, что, соответственно, требует отказа от бытия самим собой и подчинения требованиям общества.

Противоречиво это только на Реальных Людях (РЛ). А Идеальные Общественные Люди (ИОЛ) - это такое "само собой", которое в точности совпадает с требованиями общества. Соответственно, общество хочет ИОЛ-ов, а РЛ-ы быть таковыми не очень хотят, за что их общество тоже не очень-то любит, вообще говоря, и временами притесняет. Разрешается это противоречие двумя способами: или путем ломки человека, или путем изменения общества.

Кстати, если кто много книжек читал - интересно посмотреть на придуманные утопистами общества: вроде бы во всех них этот конфликт был как-то решен, то есть, в каждом случае сошлись к некоторому компромиссу, в какой-то точке шкалы между ИОЛ-ом и Абсолютной Индивидуальностью. Вот и составить бы статистику: насколько утописты тяготели к тому или иному концу этой шкалы.

(no subject)

From: [identity profile] shtookert.livejournal.com - Date: 2005-01-26 10:09 pm (UTC) - Expand

Еще подумамши...

From: [personal profile] livelight - Date: 2005-01-27 07:47 am (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] evaneeva.livejournal.com
о, плиз, можно я подскажу - как убрать под кат большой текст?
это очень удобно
в начале текста, с корого хотите, чтоб было скрыто под линк, вставляете (только пишите без пробелов, а то я иначе не могу написать, команда станет невидима): < l j - c u t >
а в конце текста: < / l j - c u t >
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] evaneeva.livejournal.com - Date: 2005-01-27 05:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evaneeva.livejournal.com - Date: 2005-01-28 05:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evaneeva.livejournal.com - Date: 2005-01-27 05:40 am (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
а можно я подскажу, как писать хтмл-команды без пробелов?
это очень удобно
вот так: <lj-cut></lj-cut>

пользуйтесь семаджиком (http://sema.net.ru/semagic/) ;)

(no subject)

From: [identity profile] evaneeva.livejournal.com - Date: 2005-01-27 05:38 am (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alpas.livejournal.com
вообще Фанни зажгла, да :)
ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ В УЗКИХ КРУГАХ это клева, да. мой идеал :)

спасебо, ты вернула мне здоровый сон %)


ps насчет того, что восток не развивается, потому что привыкли тупо копировать, тут есть такой маленький ньюанс: Япония, которая технологически развита чуть ли не больше самих США. феномен?

(no subject)

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-26 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-27 09:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-28 10:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alpas.livejournal.com - Date: 2005-01-29 07:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2005-01-26 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] golan.livejournal.com
Статья прекрасная. Глубокая и, я бы сказал, весьма продвинутая.

Остаётся одно "но": если русские так хорошо синтезируют в себе два приведённым подхода, то хотелось бы ожидать, чтобы они стали жить не хуже хотя бы тех же невротиков-американцев.
А до этого ещё ой как далеко. Может, как говорил Жванецкий, в консерватории что-то подправить?

Если серьёрно, то я России только хорошего желаю- мира и процветания. А для процветания по-моему, нужен прежде всего прагматизм, а не сознание своей исключительности и превосходства.

Date: 2005-01-28 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com
Кстати, присоединяюсь к массам: что мнге действительно понравилось в этой статье: "широко известным в узких кругах". Отлично сказано!!!

Date: 2005-01-28 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com
Ну и я малость выскажусь по прочтении. В общем, Фанни, - ты у нас женщина строгая, суровая :):):) Посему выскажусь аналогично ))). Ни бельмеса ты не права! И с христианством не знакома напрочь! А вот headhanter прав. Причина недоразумений? А вот в пункте, который он абсолютно точно указал - за Паскаля. Просто понимаешь... Дабы мало-мало рубить в христианстве - не следует читать гм... критику ))) А читать следует Святых Отцов. Они в этом мало-мало толк понимали, а не ученые мужи. Точно так же как и в восточных учениях сложно... гм... разобраться, прочитав знаменитый сборник "Психологические аспекты чань-буддизма". Иначе получается "Бог делает, а Вася, кандидат наук, разъясняет". У Васи умишка маловато для таких экшнов. Не зря ж в народе давно сказано:
- "Бог умер". Ницше.
- "Ницше умер". Бог.

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-29 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-29 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-29 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-29 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-30 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] utro-vecher.livejournal.com - Date: 2005-01-30 03:31 pm (UTC) - Expand
Page generated May. 30th, 2025 04:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios